|
Увлеченный
Регистрация: 09.12.2012
Адрес: Краматорск
Сообщений: 261
Сказал(а) спасибо: 282
Поблагодарили 1,379 раз(а) в 146 сообщениях
|
Re: Сама садик я садила, или ШЕЛЕСТящие зеленые фантазии...
Прошло два года, как мы купили этот дом.
К сожалению, не все сложилось так, как хотелось.
В январе 14 года мы оформили покупку, отдали последнюю сумму за дом.
На весну и лето 14 года я оформила большущий заказ корней луковиц и меристемы из Голландии, были планы часть оставить себе, часть подрастить и продать, чтобы заработать немного денег на покупку растюшек в новый сад. Потому как сад реально старый и запущенный. Вернее, его практически не было.
Муж планировал замену котла, утепление дома и новое мощение во дворе.
Но в апреле в Краматорске приключилась "русская весна".
Сейчас, как сон, вспоминаю то, как получала заказ в опустевшем городе, везла его через блок-посты. Часть расфасовала и отвезла на почту на отправку девчонкам.
Заказы для Крыма, для Донецка и Луганска частично так и остались у меня, не оплаченные и не отосланные. Сняла с кредитки, заплатила поставщику свои деньги.
Потом судорожно что-то рассаживала по стаканчикам, поливала, чем-то кормила, носилась с ящиками туда-сюда. Прятала по очереди то от жаркого солнца, то от проливных дождей.
Не поверите, на руках было почти 1,5 тысячи горшочков. Красивучих растюшек. Морозники, аистники, разные фиалки, несколько сортов махровых примул, куча всяких редкостей - например, красные скабиозы, махровые силенки и прочая краса. А я до того вообще никогда ничего по горшкам не высаживала. Если по честному, то до того у меня почти все цветы были только луковичные :-)
Помню, как весной-летом мне часто звонили цветочные друзья - Костя из Киева, Саша-Адонис, Реморус и Тамара из Одессы, Аленка из Днепра, Ренатка из Харькова, иногда писал Санечка-Мельсан.
Звали к себе, поддерживали. Всю жизнь буду благодарна им за те разговоры и слова. За поддержку и тепло. Тогда я много писала в закрытой теме на одном из цветочных форумов. Наверное, там тогда для меня была концентрированная Украина, ощущение причастности к ней. Даже если в городе враг.
В тот год я впервые посадила огород. Никогда раньше не выращивала овощи, высокомерно считала это тратой времени и сил. Но тогда, наверное, нужно было чем-то себя занять. Чтобы удерживать в порядке голову. И я что-то судорожно садила, поливала, полола, с классовой ненавистью самозабвенно воевала с бурьяном. Ждала домой мужа, потому что каждый день, провожая его утром, не была уверена, что встретимся вечером.
В один из самых активных обстрелов садила помидоры. Засекала время от выстрела до взрыва (это нужно было знать нашим ребятам из бат. Донбасс, чтобы найти расположение вражеской "Ноны"). А в перерывах тыкала очередной помидор в лунку :-)
Дело в том, что наш дом находится примерно в километре от горы Карачун. Это сейчас ее знает вся страна. А тогда это была одна из точек притяжения. И снаряды летали в обе стороны над нашим поселком. До сих пор помню, как шелестели снаряды, пролетая над садом. И удивительно, что ни один из них не приземлился у нас. Хотя далеко не всем так повезло, как нам.
День, когда в Краматорске снова подняли украинский флаг, для меня, не кривя душой, это день более значимый и важный, чем все дни рождения-рождества-8 марта и 9 мая вместе взятые.
Тогда мы нашей украинской тусовкой вышли в город на субботники. Выгребали мусор в скверах центра, засыпали воронки (в каждую уходило больше 10 мешков земли), зарисовывали днр-овские надписи и снимали полосатые ленточки. Красили, клеили, стеклили окна, вывозили мусор.
Конечно, надеялись, что война быстро закончится и мир вернется в Донецк и Горловку, Луганск и Стаханов.
Я вышла работать. Редактором газеты. Ушла в работу с головой, без остатка. Параллельно - общественная нагрузка и ... "деликатные задания".
Много встреч, контактов, историй, которые когда-то запишу.
Много того, чего не расскажу никому и никогда.
Осенью 14 года я не посадила ни одного растения, ни одной луковки, даже самого захудалого крокуса или тюльпанчика. Такого со мной не было раньше никогда. Но... не стояли руки на это, да и деньгам находилось другое применение.
Шли месяцы. Но жить бытовым - садом и домом - не получалось. Все было сиюминутным, только здесь и сейчас.
Во вторник 10 февраля мы верстали очередной номер газеты. Неделя была насыщенная. Интересные встречи, классные выставки, много позитива.
После полдня задрожала земля, небо наполнилось гулом, а в редакцию стаей влетели с улицы прохожие.
Обстрел длился несколько минут. За эти несколько минут погибло более 30-ти человек, еще порядка 60-ти были ранены.
Связь легла, дозвониться родным не было возможности.
Мой коллектив (в основном, женщины) заистерил. Почти пинками подняла корреспондентов на ноги, всунула в руки фотоаппараты и отправила снимать город.
Потому что нужно было занять чем-то и выключить им нервы.
Мы снимали с печати сверстанный номер, вместо картин и художников на полосу газеты легли хвостовики снарядов и разбитые окна.
Ближайшая к нам болванка вошла в землю в 100 метрах от редакции... Февраль 15 года лютовал. Дожи сменялись морозами. И почти все высаженные в горшки растюхи погибли. Я смогла их сохранить под снарядами, но не смогла правильно перезимовать. Вот такой абсурд.
Весну и лето 15 года помню больше как поездки и встречи, чем как историю жизни.
Единственное, что запомнила в саду – это то, как одуряюще-сладко пахли лилии. Раньше я никогда не рвала цветы, всегда любовалась ими только в саду. А это лето стало букетным периодом. Я срезала лилийки и махровые эхинацеи, будлеи и веронику, асфоделину и фуопсис, вербаскумы и герани, какие-то еще душистые травки и цветочки – и все это собирала в пестрые букеты, которые ставила в доме, везла на работу, дарила друзьям, учителям сына и художникам в музее.
А осенью снова кардинально изменила свою жизнь. Отказалась идти на выборы, отказалась от места зама мера и уволилась с газеты.
Пришла работать в областной офис реформ и стала свободным журналистом в интернет-издании.
Переселенцы, военные, "конторские", дети в приюте, политики всякого масштаба – и снова жизнь вне дома.
Что остановило в новом забеге – даже не знаю… Может, осознание того, что почти два года дети видели меня только урывками. А, может, неожиданно пышное цветение осенних крокусов. Наверное, сад позвал
Я заказала кучу саженцев и клубники, муж выкорчевал несколько старых безнадежно-больных деревьев, а дети вместе со мной высадили какое-то нереально большое количество луковичных. Последние были закопаны в декабре в промежутке между морозами.
Почему я так долго и нудно пишу? Наверное, потому что прошло два года, мир раскололся на до и после военный. Я ничего не изменила в том довоенном саду. По сути, я снова в нулевой точке.
Два года нам с мужем казалось, что нет смысла делать ремонт, что-то утеплять или высаживать деревья, попросту нет смысла тратить деньги на то, что может быть разбито одним метким попаданием снаряда. И что нужно держать деньги про запас вместе с папкой, в которой собраны документы для "тревожного чемоданчика".
Но это не жизнь…
Нужно строить планы и реализовывать их. Мечтать и надеяться. Верить в лучшее и помогать этому лучшему состояться. Только так можно закончить войну в своей душе.
Потому у меня есть зима 16 года, чтобы фантазировать о доме и саде.
Я впервые заказываю розы – эти цветы никогда раньше не росли в моем саду. Я придумываю места для клематисов. Я даже хочу хосты. Удивительно, но раньше они меня не интересовали. Вот совсем не интересовали :-)
Само собой, я снова заглядываюсь на нежно любимые лилии. И я даже собралась СЕЯТЬ рассаду. Я в жизни это не делала. Но сейчас – хочу.
Не знаю, каким будет сад другой меня. Местами поломанной и циничной, а местами – слишком эмоциональной
Но очень хочу увидеть его. Тщательно спланировать и упорядочить.
И хочу, чтобы это состояние – сада в душе – стало шире, чтобы я могла заразить им друзей и незнакомых мне краматорчан. Чтобы в городе было больше клумб и ухоженных скверов.
Потому что там, где Украина, должны быть и "калына", и "сад вышневый", и "мальвы на городи", и даже хрущи :-)
Ну и помидорчики з буряками – куда ж без них?
|