Показать сообщение отдельно
Старый 28.05.2009, 18:33   #22
Elly
Нач. штаба
 
Аватар для Elly
 
Регистрация: 26.01.2009
Адрес: Киев, Осокорки
Сообщений: 7,277
Сказал(а) спасибо: 31,999
Поблагодарили 44,560 раз(а) в 6,475 сообщениях
Elly отключил(а) отображение уровня репутации
По умолчанию Re: Кавказ подо мною... (с)

Часть четвертая и в это повествование последняя.
Домбай.
Ну что, ещё выше? Запросто, выезжаем и через 2,5 часа будем на Главном Кавказском хребте.
Первый кавказский перевал я прошла с моими родителями, когда мне было три года.
Палатки, спальные мешки, костер, котелок с картошкой и тушенкой, грибы, ягоды, земляника, малина, умывание в горной речке с температурой воды +4 градуса, а зубы надо почистить, хоть их и сводит до боли от такой холодной воды… Чай. К реке за водой с чайником, а вода голубая, вкуснючая, чай ароматный, с дымком, с ягодами или с травами. И чужие люди, забредшие на костер со своим грибами в обмен на горячий чай, простые, честные, настоящие…

Лес… Огромный, величественный, огромные заросшие камни, лишайники, растущие только в кристально чистом воздухе… Лес на склонах, но склоны только кажутся неприступными, идешь по тропе вверх и вверх, стараясь не наступать в многочисленные ручьи и ручейки от тающих вверху льдов, правда, не всегда это получается, и вдруг выходишь на широкую цветущую поляну, с которой открывается великолепный вид на ледники, иногда своими языками спускающиеся до самого низа. Садишься и смотришь… И можешь так просидеть несколько часов, ощущая огромное, абсолютное, невозможное счастье, не пряча внезапно брызнувших из глаз слёз. Ложишься – и видишь не небо, видишь вершины, с которых никогда не сходит снег, и немножко, самую чуточку завидуешь альпинистам. Чуточку, потому что у них – своя Любовь, а у туристов – своя.
И шум, постоянный шум горной реки, самая лучшая музыка для слуха…

Звёзды… Нигде не видно, что такое настоящее звёздное небо, как в горах. Промежутков между звездами нет совсем, всё сплошь сверкает и сияет бриллиантами, их очень, очень много, а те, что видны от нас, просто больше и ярче остальных.

Воспоминания раннего-раннего детства, даже не помню, куда ехали, ездили и ходили много и по всему Кавказу. Едем в автобусе, а я не отрываюсь от окна. Дорога идет по долине внизу, склоны по обе стороны выше, выше, еще выше, я уже наклоняюсь к низу окна, чтобы увидеть вершины хребта, а горы всё зеленые и зеленые. И вот между двумя вершинами мелькает снег. Ураа! Вот теперь мы в Горах.

Ну что, поехали? Расстояние от Пятигорска до Эльбруса всего 100 км, но мы едем западнее, в Домбай, а это 198 км, в детстве казалось, что это очень далеко. Без пробок. Сколько времени вы едете до своих дач? На автобусе мы едем в Домбай чуть менее трех часов.

Домбай – горнолыжный курорт в Карачаево-Черкессии, он и всегда был таким, но сейчас он бурно развивается, что меня несколько огорчает, потому что прекрасная Домбайская поляна сейчас – сплошная стройка. Достроится – тогда будет опять красиво. Поселок Домбай находится на высоте 1750 метров над уровнем моря, в Тебердинском заповеднике.
Южная граница Домбая – Главный Кавказский хребет, самая высокая вершина – г. Домбай-Ёльген, «убитый зубр», 4040 метров. Вершины Эрцог (3863 м), Софруджу (3781м), Белалакая (3861 м), Джугутурлучат (3896 м), пик Инэ (3455 м), Семенов-Баши, Сулахат… вершин очень много. Уникальное расположение, домбайская поляна плотно окружена горами со всех сторон, на ней сливаются три горные реки: Аманауз, Домбай-Ульген и Алибек, поэтому климат там совершенно особый, облака и тучки могут показаться над хребтами, но в большинстве случаев они прячутся обратно, солнечных дней в году 320 – рекорд Европы, температура зимой не опускается ниже -5 градусов, а вверху - 12.
Зона катания – гора Мусса-Ачитара, 3212 метров, верху не такие крутые склоны, пологие поляны, и мы туда поднимемся на подъемниках, с высшей точки открывается великолепная панорама, весь Западный Кавказ, и в особо ясную погоду между снежными пиками даже можно увидеть кусочек Черного моря. Кататься не будем, мы туристы, и даже не альпинисты.


Выезжаем. И сразу старая очень знакомая картина: опять всего хребта не видно, лишь слабые намёки на него, дымка, но Глава прорвался сквозь нее и немного виден:

Выше, выше, проехали Кубань, едем вдоль ее притока – Теберды, ох уж, эти зеленые горы, когда же?
Но и зеленые все выше и выше, постепенно поднимается на всю свою высоту Пастбищный хребет. Они идет севернее Главного кавказского, уникален тем, что его вершина – это плоскогорье, сплошь травянистое. По названию можно догадаться, чем ценен для людей. Его высота – около 1540 метров, а протяженность – 400 километров.
И в апреле, когда там, наверху, появляется первая травка, начинается великое переселение: огромные стала перегоняются по серпантинным дорогам наверх, они там будут жить все время до глубокой осени, пока там есть трава, спустятся вниз лишь на зиму. Конечно, проблематично забирать оттуда молоко, поэтому иногда видны белые полоски, спускающиеся вниз – это молокопроводы.

Остановка по надобностям. Памятник защитникам Кавказа, который строили все, и русские, и карачаевцы, и кабардинцы, и черкесы, и балкарцы, и грузины.
И опять тут военная техника ходит колоннами, приграничный район... :(



Проголодались? Очень рекомендую позавтракать – напиток долголетия, вкуснейший настоящий кавказский айран.


Подкрепились, передохнули, поехали дальше. И за очередным поворотом…
Это всегда как удар, по крайней мере, один сильный удар сердца, сильнее, чем остальные:
Тук!

ТУК!!!


И опять скрываются за зеленым лесистым хребтом, но ты уже точно знаешь, что они на месте, они никуда не делись, здравствуйте, мои дорогие, мои любимые, я опять в который раз к вам вернулась, сейчас, сейчас…
Проезжаем Теберду, пытаясь увидеть знакомые лагеря, где стояли не один раз, и наконец приезжаем на место. Домбай.
Вокруг высокие крутые склоны, нам на склон с подъемником. Я знаю, как это выглядит в июне, июле и августе, но сейчас лес еще не проснулся, только огромные мохнатые ели зеленят склоны. И за ними как всегда, как всегда, красавцы, исполины, только сейчас на них немного больше снега, чем обычно, часть его сойдет только в июле.

Скалится Пик Ине, одна из визитных карточек Домбая.


Нам налево, на кругозор Мусса-Ачитара. Новые подъемники – это хорошо, они гораздо быстрее старых и не так страшно, как на маленьком креслице, когда под болтающимися ногами где-то далеко внизу верхушки огромных елей.
Скорее вверх, скорее! И вот поляна остается все ниже и ниже, а горы, такие далекие снизу, всё ближе и ближе…


А мы всё едем, нам пока туда:

Первая станция канатной дороги. И старой, и новой.
2200. Гуляем, смотрим и пытаемся отдышаться, все-таки кислорода в воздухе уже меньше, сразу на вторую очередь канатки нельзя, несмотря на горную эйфорию, которая как раз и возникает из-за недостатка кислорода. Надо хоть чуточку акклиматизироваться. Под ногами тающий снег и вода.
Ледники. Скалы. Красота…
Софруджу.


Вот он, «убитый зубр», рукой подать. И главная визитная карточка Домбая – на его фоне – приземлившаяся на склон Мусса-Ачитара летающая тарелка – гостиница на восемь мест.


С другой стороны долины – склоны, выходящие на юг, поэтому снег уже растаял, эта картина будет видна все лето – тающий ледник и срывающийся сплошными водопадами приток реки Аманауз.


Отдышались – и на вторую очередь, тоже новый подъемник. Поселок всё ниже и ниже, и всё больше понятна уникальность его расположения:


«Пирамидка» - г. Белалакая



Едем над сноубордистами и носящимися, выделывающим на склонах чудеса снегоходами, отлавливающими последний снег в этом лыжном сезоне:


И вот мы на самом-самом верху, где постоянный базарчик, сейчас там солнцезашитные очки, крем и лыжные маски. Солнце печет, но раздеваться нельзя, жесткий ультрафиолет мигом обожжет, а без очков вообще нельзя открыть глаза, летом здесь останется только небольшой снежник, и можно погулять по вершине, а сейчас особо и не походишь, только опять память подбрасывает вид, который открывается, если пойти «вон туда», вид на другой склон горы, на ущелье Гоначхир и на темно-темно синее форелевое озеро. Но по снегу по склонам не походишь, он уже неплотный и сходит пластами, поэтому толчемся некоторое время сверху, пытаясь вдохнуть, а там уже совсем тяжеловато, тем более, что мы поднялись быстро, пока наша группа телепалась на креслах, а потом экскурсовод долго называла им каждую вершину на промежуточной станции, мы уже поздоровались с самыми верхушками, назвав каждую по имени. На самый верх они так и не поднимались.
Как всегда, торчит над вечными ледниками острый Зуб Софруджу


И просто посмотрим, помолчим, послушаем, что Они нам говорят:









И тут со стороны Грузии на вершинах показались облачка... Маловероятно, но вполне возможно, что сейчас они перевалятся через хребет и через 10-15 минут пойдет снег, в горах погода меняется очень быстро. Нет, передумали, ушли обратно, только глянули на нас и спрятались опять.


Пока группа медленно спускается на креслах, мы слетаем вниз, внизу не менее красиво, показать дочке дорожки и направления, а то дети со мной ходили только в один поход, через Русскую поляну, которую очень любил Высоцкий, где он писал свой горный цикл, поперек склона с уклоном в 45 градусов, по скалам к водопаду Чучхур, где даже присесть негде, он низвергается с таким шумом, что нужно кричать, чтобы тебя услышали, любуешься им, стоя на крутом склоне на камнях, один выше другого на метр, рядом стоять негде.
Показать, потому что заразились, потому что хотят увидеть. И турье озеро, и разломы ледника Алибек, и кругозор Семенов-Баши… Точно знаю, увидят, поедут.
Показываю.
Река Домбай-Ульген. Небывалое дело, наверное, снег вверху сошел слишком резко, не голубая:

Но через пятнадцать минут уже опять привычного цвета:


А река Аманауз как всегда, чиста, быстра и очень шумна:



Земля еще только потягивается после зимнего сна:


А хвойный лес уже дарит тепло:

Воздух… Им там не дышишь, его пьешь, пьешь взахлёб…
Из леса всегда есть выход, например, вот в такую долину:

Ледники ещё не тают, по дну бежит быстрый ручей, но русло говорит само за себя. А впереди… Посмотрите, разве вам не захотелось туда пойти посмотреть, как там, у подножия тех гор?
Нам захотелось, но нам пора, да и группа нас потеряла с самого приезда, волнуются, небось, хотя мы предупредили, что мы местные и ко времени отправления обязательно вернемся.
Мы еще сделаем одну остановку, у реки Муруджу.
Затравку я вам бросала. Чистейшая река, с ледника Кичи-муруджу, русло каменистое, здесь берут воду для произодства Дагестанские коньячные заводы, постоянно ее пить нельзя, она практически дистиллированная, вымоет нужные минеральные соли, но само ощущение, что ты пьешь из реки непередаваемо, и чай-кофе на ней очень вкусны. :)


Всё. До свидания, обязательно до свидания, такого просто не может быть, чтобы я сюда не вернулась, я очень люблю эти Горы, и смена подросла, Карпаты уже покорила, подросла, пора выше, пора сложней, пора покорять Кавказ.
__________________
Можно огорчаться тому, что у роз есть шипы. Или радоваться тому, что у шипов есть розы (с)
Elly вне форума  
2 пользователя(ей) сказали cпасибо:
afinna (19.08.2011), Oksanka (15.11.2012)