Переход в Израиль
Сюрпризы начинаются за три дня до поездки. Когда оказывается, что все, включая русских, белорусов, американцев и всяких прочих европейцев могут ехать уже завтра. Без визы. А тебе предстоит пройти примитивную и немного унизительную процедуру копирования паспорта и тревожного ожидания – а вдруг не откроют? (с февраля обещают безвизовый режим)
Арабский гид предупреждает в который раз, что он не отвечает за вашу жизнь, желает всем вернуться живыми-здоровыми (там война). И это вовсе не подымает настроение. Хотя по возвращении все это сдается частью какого-то международного перфоманса. Чтоб добавить остроты ощущений… За ваши денюжки.
На КПП оказывается, что тебя нет в общем списке. И тебе, и гиду приходится немного понервничать. Потом вдруг вспоминают, что ты ж есть в другом, (визовом), и ты опять чувствуешь себя, как йети в большом городе. Тебя берут за руку и проводят без очереди на паспортный контроль (хоть какой-то плюс), выталкивают на нейтралку и приказывают ждать.
Несколько некомфортно оказаться раптом в одиночестве, без родной группы, чирикающей на украино-русско-английском диалекте, без уютного и услужливого гида (сдавший остался, принимающий где-то ждет в другой стране) и минут пятнадцать ждать практически под дулами израильских автоматчиков.
Заросли розмарина в Иерусалиме

Просто огромный тростник на окраине города
Досмотр на израильской таможне – еще тот экстрим. Без проблем, похоже, проходят только россияне. Полутуристы, полупаломники, полупьяные, полусонные, шумные, бесцеремонные, они почему-то не вызывают интереса у израильских девчушек с автоматами. Эти молоденькие таможенницы (по ходу добрая половина из них – из Харькова, Киева или Одессы) с иезуитской улыбкой и нездоровым наслаждением щупают каждую складку твоего рюкзака, раскручивают каждый тюбик помады, полчаса сканируют твои фотоаппарат и телефон (будто я туда всунула полкило порошка). Причем не у всех. Выборочно.
Совершенно невозможно предугадать, по какому принципу они выбирают жертву. И боже упаси, въезжая со стороны арабского государства, провезти арабскую атрибутику – кальяны, арафатки и проч. Продержат до утра. И все напоминают, что ты между воюющими сторонами
Переход в Табе расположен над самым проливом. И ночью, когда ошалелые волны буквально рвут стеклянные стены, очень остро чувствуешь, что ты кролик, а не турист, и что тут все очень по-взрослому, и это не отель, и никто с тобой няньчится не будет.
В арабской Табе было по-курортному тепло, тихо, комфортно. Израиль встречает резким ветром, пасмурным небом, гулом военных вертолетов, мониторящих воздух над границей. Зато потом будут и Мертвое море с его обалденной пружинящей водой, обязательными бутиками косметики, и вечный Иерусалим, и прочие экскурсионные красоты, и не захочется уезжать из этой красивой страны