Формирование расходов
Расходы предпринимателя, работающего по общей системе налогообложения, могут исчисляться двумя способами: либо на основании подтверждающих документов, либо по установленным нормам в зависимости от вида деятельности. При этом в пределах одного календарного года нельзя одновременно применять оба способа, т .е. нельзя одни расходы определять по нормам, а другие – по факту.
Проще учитывать понесенные расходы по нормам в процентах к валовому доходу, которые приведены в приложении № 6 к Инструкции № 12 и в зависимости от вида деятельности составляют от 5 до 60% суммы валового дохода. В этом случае он может не иметь первичных документов, подтверждающих расходы, если их обязательное наличие не предусмотрено другими законодательными актами. Но, как правило, фактически понесенные затраты значительно выше установленных норм для данного вида деятельности. Поэтому для многих предпринимателей целесообразнее вести учет расходов на основании подтверждающих документов.
Если предприниматель является плательщиком НДС и претендует на налоговый кредит, ему придется вести учет расходов по первичным документам.
Такой учет также имеет ряд особенностей. Согласно приложению № 7 к Инструкции № 12 предприниматели формируют расходы согласно перечню ст. 5 "Валовые расходы" и ст. 8 "Амортизация" Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.
Положения ст. 5 "Валовые расходы" применяются в части определения перечня израсходованных сумм, подтвержденных первичными документами, которые могут быть отнесены к расходам по операциям, при осуществлении которых в отчетном периоде получен доход.
В соответствии со ст. 8 "Амортизация" разрешено дополнительно уменьшить валовой доход исключительно на суммы расходов, подлежащие амортизации и не превышающие размера амортизационных отчислений, начисленных путем применения норм амортизации к балансовой стоимости групп основных фондов, лишь в случае ведения бухгалтерского учета балансовой стоимости групп основных фондов согласно Порядку, устанавливаемому Министерством финансов Украины. Такой Порядок Минфин не разработал. Несмотря на то, что предприниматели не ведут бухгалтерский учет, при правильном оформлении первичных документов и начислении амортизации уменьшить валовой доход на сумму амортизационных отчислений можно. Однако налоговая служба с этим категорически не согласна. Поэтому свое право на начисление амортизации предприниматель может отстаивать только в судебном порядке. Судебная практика в пользу предпринимателей по данному вопросу имеется.
Самым важным правилом при исчислении состава расходов и исключении их из валового дохода, содержащимся в приложении № 7 к Инструкции № 12, является следующее: "В декларацию о доходах, полученных за отчетный период, включаются только прямые валовые расходы и суммы амортизационных отчислений, которые соответствуют фактической сумме полученного в этом периоде валового дохода в какой-либо форме от определенного вида деятельности и подтверждены документально".
Сформулируем
основные правила включения затрат в состав расходов, при учете расходов по первичным документам:
– при включении затрат в состав расходов необходимо проверить, указаны ли такие виды расходов в ст. 5 "Валовые расходы" Закона № 283;
– к составу расходов относятся только фактически понесенные затраты, подтвержденные документально; – из валового дохода могут быть исключены только те расходы, которые связаны с получением дохода в отчетном периоде (квартале, году).
Для того чтобы уменьшить размер валового дохода на расходы, связанные с его получением, необходимо выполнение нескольких условий:
– расходы должны быть оплачены;
– товар получен (работы, услуги выполнены);
– расходы должны быть непосредственно связаны с получением дохода.
Учет доходов и расходов
Какой бы способ определения расходов не избрал предприниматель, ему необходимо вести учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов граждан – субъектов предпринимательской деятельности по форме приложения № 10 к Инструкции № 12 (далее – Книга ф. № 10). В зависимости от вида и специфики предпринимательской деятельности по согласованию с органами налоговой службы по месту регистрации в форму Книги ф. № 10 могут вноситься изменения и дополнения.
Утвержденный Порядок ведения Книги ф. № 10 отсутствует. Единственный документ, в котором приведен порядок ведения Книги ф. № 10 при осуществлении деятельности в сфере торговли приведен в письме ГНА Украины от 05.11.97 г. № 17-0117/10-8886.
Данные из Книги ф. № 10 за квартал (год) являются основанием для заполнения предпринимателями деклараций о доходах, подлежащих налогообложению. При этом следует учесть, что предпринимателями, зарегистрированными в качестве плательщиков НДС, в Книгу ф. № 10 суммы выручки и расходов отражаются без НДС. На это прямо указано в приложении № 7 к Инструкции № 12: "Не включаются в валовые расходы и валовой доход суммы НДС, которые входят в цену приобретенных и проданных товаров (работ, услуг) соответственно".
Таким образом, чистый доход также не будет содержать в своем составе НДС.
Если же предприниматель не является плательщиком НДС, расходы отражаются в Книге ф. № 10 с учетом НДС, который уплачен в составе цены приобретенного товара. В этом случае валовой доход также формируется без НДС, поэтому вся сумма выручки, поступившей в наличной, безналичной или натуральной форме предпринимателю – неплательщику НДС, будет считаться его валовым доходом.
В соответствии со ст. 13 Декрета № 13-92 и п. 13 Инструкции № 12 налогооблагаемым доходом предпринимателя считается совокупный чистый доход, т. е. разность между валовым доходом и документально подтвержденными расходами, непосредственно связанными с получением дохода. В течение года и доходы, и расходы учитываются нарастающим итогом. Если в отчетных кварталах "не хватило" дохода, за счет которого можно было бы списать всю сумму понесенных расходов, они учитываются при исчислении чистого дохода за отчетный год. Таким образом, при исчислении чистого дохода все расходы (в пределах годовой суммы полученных доходов), понесенные в связи с получением валового дохода за календарный год, будут учтены.
---------- Post added at 16:53 ---------- Previous post was at 16:49 ----------
Сходите в налоговую, Вам подскажут, что конкретно для Вас будет лучше. Сейчас Н на П немного изменился.
---------- Post added at 17:10 ---------- Previous post was at 16:53 ----------
Если торгуете на рынке и маленькие объемы, то фиксированный налог идеально для вас
http://tax-ua.it-blogs.com.ua/post-98.aspx