Подсолнухи - Клод Моне. 1881. Холст, масло, 101х81 см, 1881,
Метрополитен музей
На протяжении всей своей жизни Клод Моне с большим трепетом относился к цветам. Ярчайшим тому доказательством является сад в Жеверни, созданный его руками, который до сих пор принимает посетителей, превратившись из любимой усадьбы в знаменитый дом-музей.
Ещё одним неоспоримым подтверждением привязанности живописца к цветам – это, конечно, его картины.
«Подсолнухи» были написаны Моне в 1881 году. Букет жёлтых подсолнухов, поставленных в узкую высокую вазу на фоне размытого фона – сюжет натюрморта незатейлив, но каково воплощение!
Моне отказывается от чётких линий, предпочтя им неровные волнистые мазки, создавая форму и очертания лишь цветом. Такая техника неизменно создаёт движение, делая работу живой и динамичной. Стиль мастера всегда отличался свободой, лёгкостью, воздушностью и реалистичностью, независимо от того, что он воплощал – будь то жанровая сцена или натюрморт.
Удивительно, но в такой статичный жанр живописи, как натюрморт, он смог вдохнуть столько жизни, что кажется, будто подсолнухи тянут свои головки к солнцу, а их лепестки трепещут на ветру.
Ещё одна отличительная черта техники мастера – использование контрастных цветов, которые в сумме дают нужный колорит. Если присмотреться к изображению цветков, то можно заметить, что лепестки выписаны красными, жёлтыми, оранжевыми оттенками, но сделав пару шагов от картины, они сливаются в богатую жёлтую палитру, которая так реалистично воплощает подсолнухи. Каждый цветок в вазе не похож на другой, неповторим и уникален, у всех разная форма, поворот головки, размер.
Внимательный зритель может заметить, что в картине есть некое несоответствие в пропорциях – не может такая узкая ваза вместить в себя большую охапку подсолнухов. Но в этом весь Моне, ему важно было показать великолепие подсолнухов, а все остальные детали имеют лишь второстепенное значение.
https://muzei-mira.com/kartini_franc...-opisanie.html
Хризантемы - Клод Моне. 1878. Холст, масло. 54х65 см
Частное собрание
На протяжении всего жизненного пути Клода Моне природа чаще всего остального становилась главным героем работ великого живописца.
Внимательный глаз мастера, казалось, не только мог подмечать прелесть окружающего мира, но и воссоздавать её на полотне таким образом, чтобы эта зыбкая красота была понятна всем. Картина «Хризантемы», написанная в 1878 году, была одной из таких работ-наблюдений. Зритель, который до этого дня никогда не любовался этими цветами, больше не сможет пройти мимо хризантем равнодушно, увидев хотя бы единожды прекрасную картину Клода Моне.
Техника мастера настолько филигранна, что выписанные мелкими мазками лепесточки цветов приобретают объём. Хрупкая нежная пестрота хризантем настолько притягательная и реальна, что хочется протянуть руку, чтобы прикоснуться к цветам. Приглядевшись, можно заметить, что каждый цветок неповторим, то есть не имеет сходства с себе подобными в корзинке.
https://muzei-mira.com/kartini_franc...e-kartiny.html
Сад художника в Живерни - Клод Моне. Холст, масло, 81 x 92 см, 1900
Музей д'Орсе
Клод Моне был одним из основателей импрессионизма. Художник прожил долгую жизнь, и, в отличие от многих своих коллег, успел насладиться сладкими плодами известности и признания. Он предпочитал писать пейзажи с натуры, пытаясь уловить эмоциональный настрой природы в разные моменты времени.
В 1883 году Моне приобрел усадьбу с садом в городке Живерни в Северной Нормандии. Этот дом он увидел, проезжая мимо на поезде. Став хозяином усадьбы, художник разбил на ее территории огромный сад, который стал его страстью на многие годы. Он высадил там множество цветов и деревьев, осушил болото и создал знаменитый пруд с кувшинками.
Более 40 лет Клод Моне прожил в этом доме. И все это время дивный сад вдохновлял его на творчество. Моне написал множество картин в своем имении. «Сад художника в Живерни» одна из них.
На первом плане работы мы видим тропинку, ведущую к дому живописца, в обрамлении множества прекрасных трепетных ирисов. Дорожка визуально зовет за собой, гостеприимно приглашая последовать к зданию, чьи розовые стены с зелеными ставнями виднеются в зарослях высоких деревьев.
И все же основной герой картины - это цветы. Ирисы кажутся живыми. Ветерок колышет нежные лепестки. Местами они освещены солнечным светом. Моне экспрессивно пишет короткими, толстыми мазками. Мастер использует в живописи чистые краски, смешивая их уже на холсте. Его манера кажется грубоватой, но художнику отлично удается передать лиричное настроение момента. Основной колорит работы составляют сиреневый, зеленый, коричневый цвета в разном сочетании.
Композицию картины уравновешивают вертикальные стволы деревьев на заднем плане. Они визуально расширяют пространство и придают некоторую статичность в противовес играющим на ветру ирисам.
Картина хранится в Музее д’Орсэ в Париже с 1983 года. До этого она находилась в частных коллекциях.
https://muzei-mira.com/kartini_franc...e-kartiny.html